BNPL. Что это?
О BNPL уже слышали многие. И этот сервис до сих пор пугает покупателей и продавцов: это сложно, это напугает клиентов и так далее. Кроме того, многие путают BNPL с классическим кредитом и, особенно, с рассрочкой и в медиа, и среди клиентов, и в бизнес-сфере. Разберем подробно, что это такое, в чем разница между формами оплаты и почему BNPL не такой уж страшный и непонятный.
Что такое BNPL?
BNPL (buy now pay later — «купи сейчас, плати потом») — это способ оплаты покупок частями.
Работает он так:
- клиент выбирает способ оплаты;
- вводит номер телефона, Ф. И. О. или данные карты (тут все зависит от сервиса);
- оплачивает четверть покупки;
- оставшиеся три четверти списываются потом — каждые две недели в течение полутора месяцев.
Процесс такой же простой, как и оплата картой, и чем-то напоминает классическую подписку на время: не нужны ни документы, ни договоры, ни подтверждение платежа.
Для бизнеса все тоже просто, как при подключении эквайринга:
- заключаем договор с банком, которому принадлежит сервис;
- интегрируем на сайт форму оплаты (или ставим на кассе рекламу и QR-код для перехода на сервис, если речь об офлайн-магазине);
- принимаем платежи.
Деньги за покупку приходят на следующий рабочий день, а не в течение шести недель. Сам сервис при этом зарабатывает за счет нескольких вещей:
- комиссия за использование сервиса, у «Долями» это, например, от 5,5% для интернет-магазинов и от 6,5% для физических точек от суммы каждой покупки, у «Сплита» — 4,8% для интернет-магазинов;
- штрафы за просрочку: если клиент не успевает заплатить вовремя, сервис сначала напомнит ему о списании и попросит пополнить счет, а уже потом назначит неустойку;
- дополнительные сервисные сборы за особые товары, плата за лучшие условия (например, более высокий лимит покупок) и прочее — но это случаи более редкие.
Звучит идеально, особенно учитывая, что BNPL-сервисы продвигают магазины-партнеры, привлекают к ним новых покупателей и прогнозируют рост чека и выручки (30–50% по открытым оценкам самих компаний). Но есть и минусы: лимиты, например, у «Долями» 30 тысяч, у «Подели» — 35, и те же комиссии, поэтому магазинам, торгующим дорогими товарами, такой метод оплаты может не подойти.
Впрочем, Т-Банк выяснил, что обычно через BNPL-сервисы обычно оплачивают покупки стоимостью примерно в 10 тысяч рублей.
BNPL, в основном, используют магазины одежды, техники, косметики и парфюмерии, продавцы курсов — то есть те, чьи потенциальные клиенты часто откладывают покупки, потому что «дорого и надо подкопить». Причем метод подходит и для интернет-магазинов, и для физических точек.
Так, недавно BNPL-сервис Долями появился на смарт-терминалах в SIGMA. Подключить его можно бесплатно в несколько кликов:
- регистрируемся в личном кабинете АТОЛ Pay, заполняем анкету на подключение и нажимаем кнопку Продолжить, чтобы отправить анкету провайдеру BNPL;
- ждем решение и данные для дальнейшей настройки от провайдера;
- вводим их в личном кабинете, там же генерируем токен одной кнопкой;
- вбиваем этот токен в личном кабинете SIGMA — и начинаем работать с BNPL.
Подробнее о том, как интегрировать BNPL со своей кассой АТОЛ, рассказали в базе знаний.
Чем BNPL отличается от рассрочки
На самом деле почти всем, схожесть есть только на первый взгляд: покупатель берет товар и оплачивает его по частям. А вот различий уже гораздо больше:
- В лимитах. BNPL-сервисы ставят ограничение на небольшие суммы (примерно 30–35 тысяч, как мы упоминали ранее). Рассрочка же может быть и на полмиллиона, все зависит от условий конкретного банка и кредитной истории конкретного человека.
- В сроках. Через BNPL деньги списываются каждые две недели в течение шести недель, рассрочка может быть на три, шесть месяцев, год и так далее. И с помесячной оплатой.
- В дате первой оплаты. Через BNPL четверть суммы надо заплатить сразу, в рассрочку— обычно через месяц.
- В процентах. Продавая что-то через BNPL, бизнес платит только комиссию за использование сервиса, в рассрочку — проценты, которые начислит банк по кредиту.
- В участниках сделки. При оплате через BNPL посредником выступает сервис, в рассрочку — банк (или продавец, если, например, вы продаете мебель на заказ и сами решили оформить соответствующий договор с клиентом).
- В оформлении. Для оплаты через BNPL нужны только имя, номер телефона, дата рождения, для оплаты в рассрочку — как минимум еще и данные паспорта. Плюс придется подписать договор, пройти проверку, чтобы банк одобрил рассрочку, и так далее.
- В рефинансировании. Если не получается оплатить вовремя товар через BNPL, придется платить неустойку, искать деньги и так далее. Могут и вовсе запретить пользоваться сервисом. Рассрочку же можно растянуть на более долгий срок, уменьшив тем самым размер месячного платежа.
- Во влиянии на кредитную историю. BNPL в отличие от рассрочки в нее не попадает (некоторые банки говорят о рассрочке то же самое, но это могут быть конкретные условия конкретных компаний, а не обязательное правило).
BNPL-сервисы часто предлагают более продвинутую версию своих услуг, например, «Долями Плюс» или «Улучшенный Сплит», но это уже — именно рассрочка.
Что выбрать?
Сравнить, что в итоге выгоднее для конкретного магазина, получится с трудом, потому что BNPL и рассрочка — формы оплаты, рассчитанные чаще всего на разных продавцов и покупателей.
- Первая — на магазины, которые продают товары среднего ценового сегмента и ориентируются на более быстрые, часто спонтанные и бытовые покупки (предметы интерьера и мелкая бытовая техника).
- Вторая — на что-то дорогое и сложное, будь то обучение новой профессии, мебель для всей кухни или мощный компьютер. И на крупный бизнес в целом.
А еще можно подключить оба варианта, особенно если у вас большой ассортимент и товары разных ценовых категорий. Это не намного сложнее и дольше, чем работа с одним сервисом, зато показатели: количество оформленных корзин, средний чек, выручка — станут выше.
И бонусом можно посмотреть и на другие методы платежей. Делимся статьей про них.
Статья взята с сайта компании Атол: https://atol.ru