Магазин без кассиров

 

 

Итак, вы открыли магазин: нашли помещение, установили прилавки, заполнили их продуктами — дальше покупатели заходят, берут, что им нужно, и деньги автоматически списываются с карты. И никаких очередей, касс, кассиров. Вариант хороший, формат уже тестируют в США, Китае, России, но массово пока не внедрили — оборудование и софт слишком дорогие

Зато все чаще используют «самообслуживание», когда покупатели сами пробивают товар на кассе и оплачивают картой. Расскажем, как внедрить такое в своем магазине — и где можно сэкономить.

 

Что даст зона самообслуживания?

Сократятся очереди. Во-первых, потому что число касс вырастет. Во-вторых, клиенты с маленькими корзинами, в которых всего пара товаров, чаще идут не к кассиру, а к КСО. Так, они быстро оплачивают покупку и не занимают место в очереди.

Снизятся затраты. Не сразу, но через несколько месяцев — за счет того, что снизятся расходы на персонал (зарплаты, налоги, взносы и так далее). Экономия оценивается в сотни тысяч рублей в год.

Повысится лояльность бренду. Конечно, сами по себе кассы не привлекут поток покупателей, но обслуживание станет быстрее, а люди, которые не хотят контактировать с кассиром, смогут оплатить корзину самостоятельно. Соответственно, магазин станет более комфортным для посетителей.

Часть предпринимателей опасается устанавливать зоны самообслуживания из-за краж. Да, они, как и попытки пробить дорогой товар, как дешевый, могут быть. Как и в магазине, где есть только кассиры. Снизить риски поможет система безопасности: установите камеры, разместите возле КСО уведомления о том, что в магазине ведется видеонаблюдение, и попросите освободившийся персонал приглядывать за покупателями. И, кстати, по нескольким исследованиям до 80% хищений совершают сотрудники, а не покупатели (вот один из примеров).

 

Вариант подороже — купить готовую КСО

КСО — кассы самообслуживания, которые все чаще встречаются в магазинах. Это стойки с большими экранами (как правило, несколько в одной зоне), к которым прикреплен сканер штрихкодов и терминал для оплаты покупки картой. В них уже встроено ПО, с которым могут взаимодействовать покупатели.

В линейке АТОЛ КСО стоят от 125 тысяч рублей. В перспективе это дешевле, чем оплачивать труд кассира (такая касса окупается за три-четыре месяца), но, как правило, магазину нужно несколько таких КСО на точку, и в моменте это может стать довольно затратным решением.

Кассы самообслуживания АТОЛ

 

Вариант подешевле — собрать КСО самому

Для этого нужны POS-комплект и ПО, адаптированное для покупателей. Подробно обо всех возможных элементах POS-системы для кассира мы рассказали в этой статье. Здесь остановимся только на оборудовании, которое понадобится клиенту.

 

Кассовое ПО

Это основа, которая и превращает традиционную кассу в кассу самообслуживания. ПО должно быть особенным: с режимом самообслуживания и максимально простым и интуитивно понятным интерфейсом (если нескольких кассиров и можно обучить работе со сложными программами, то большой поток неподготовленных клиентов магазина — нет).

Также важно, чтобы переключение между режимами было максимально быстрым, если покупателю понадобится помощь кассира, например, подтвердить возраст или нужно быстро превратить КСО в традиционную кассу. В компании АТОЛ сняли ролик о том, как работает такое ПО.

 

Сенсорный POS-моноблок

Именно с ним будут взаимодействовать покупатели: следить за корзиной, выбрать способ оплаты и так далее. Поэтому при выборе стоит смотреть на надежность комплектующих и размер экрана: чем он больше, тем комфортнее будет клиентам.

Оптимальный вариант — моноблок, но с двумя мониторами. Так, пока покупателей мало, он будет работать, как обычная КСО: посетители оплачивают покупки, а кассир в это время выполняет другие задачи. И если собираются очереди — сотрудник в два клика переключает устройство в режим традиционной кассы, а второй монитор в это время отображает корзину или рекламу.

АТОЛ предлагает подобное решение — POS-комплект АТОЛ Selfie. В него входят моноблок с дополнительным сенсорным монитором и кассовое программное обеспечение Frontol c модулем самообслуживания Selfie. Оно позволяет кассе работать в гибридном режиме: самообслуживания и традиционной кассы.

Если ресурсы ограничены, на старте можно взять и бюджетный моноблок, например, АТОЛ Нео 15 или 16: у них низкая стоимость и оптимальная производительность для небольшой точки. Из минусов: нет второго монитора, и работать в гибридном режиме будет сложнее (чтобы превратить POS-систему в КСО, придется переносить/поворачивать оборудование).

 

Терминал оплаты

Нужен, чтобы принимать оплату банковскими картами. Бывают с сенсорными экранами, с физическими клавиатурами, с дополнительными опциями. Хорошо, если к терминалу сразу подключен сервис эквайринга, так вы сэкономите время на поиск выгодного тарифа и настройку системы. 

Можно обойтись и без терминала, подключив QR-платежи: СБП или SberPay QR. Так, ставка будет ниже, чем за эквайринг, а код можно показывать на экране смарт-терминала, на специальной табличке или, просто распечатав на бумаге (такая схема работает со статическими кодами).

Про выгодный эквайринг рассказано в этой статье.

 

Сканер

Нужен, чтобы пробивать товары. Сканер может быть двух видов:

  • настольным — к которому подносят товар;
  • ручным — который подносят к товару.

Первый вариант может быть удобнее для покупателя, второй — дешевле: бюджетные ручные сканеры в линейке АТОЛ стоят меньше четырех тысяч, а стационарный обойдется в семнадцать. Можно встроить сканер в стойку — но придется учитывать и траты на инсталляцию.

Сканер штрихкода АТОЛ SB2108 Plus

 

Фискальный регистратор

Собственно, касса. Ее стоит выбирать под собственный бюджет. Главное — чтобы касса находилась в реестре ККТ (в нем, кстати, находятся все кассы АТОЛ) и поддерживала работу с маркированной продукцией. Также обращайте внимание на скорость печати и ресурс термоголовки, чем эти показатели выше, тем быстрее будет работать регистратор и тем дольше он прослужит.

 

Опционально: весы

Нужны, если вы торгуете, например, развесными фруктами и овощами — чтобы покупатели самостоятельно взвешивали товар, а не ждали продавца.

 

Что еще важно знать про самообслуживание

  • Если не хотите вовсе отказываться от кассира — попробуйте установить одну КСО и уже по ней судите, нужна и зона самообслуживания. 
  • Освободите место. Самой по себе кассы для зоны самообслуживания недостаточно, нужно также выделить пространство под корзины, сделать зону для сумок и продуктов, которые уже пробили и так далее.
  • Обучите персонал. Действующие сотрудники должны уметь работать с КСО и помогать покупателям. Поэтому позаботьтесь об обучении заранее. Также стоит разместить инструкции для самих клиентов, чтобы не было путаницы.